Россияне переводят мошенникам астрономические суммы

Звезды шоу-бизнеса, топ-менеджеры, академики, ветераны силовых структур и действующие высокопоставленные военные — все они в последнее время становились жертвами телефонных мошенников и переводили им миллионы рублей.
Рекорд поставила Лариса Долина: она передала преступникам 180 миллионов рублей. Певицу обрабатывали несколько месяцев и убедили в том, что некие преступники интересуются ее недвижимостью и сбережениями. Элитную квартиру Долина в итоге продала за 112 миллионов, добавила к ним 68 миллионов личных накоплений и передала все мошенникам.
Свой вклад в итоговую сумму внесла экс-глава Корпорации развития Самарской области. 71-летняя Ольга Серова сделала связавшихся с ней мошенников богаче на 430 миллионов рублей. Не помогли даже уговоры сотрудников банка ВТБ, буквально умолявших женщину не снимать накопления со счета.
По подсчетам экспертов, в 2024 году звонки от мошенников поступали более чем половине населения страны — 61 процент против 43 процентов годом ранее. А что касается телефонного спама, то с ним сталкивались почти все — 90 процентов.
«Все, что происходит сейчас, вызывает тревогу, объемы жульничества зашкаливают», — прокомментировал проблему президент России Владимир Путин.
Схема «Ваш родственник попал в беду» и голосовые дипфейки

Это, пожалуй, самая старая схема, которую мошенники используют еще со времен, когда их кол-центры были сосредоточены в местах лишения свободы.
Суть схемы такова. Вам поступает звонок с незнакомого телефона. На другом конце линии ваш близкий кричит о срочной проблеме или чрезвычайном происшествии, требующей как можно скорее перевести деньги на чужой банковский счет или номер телефона.
Как это бывает, в эфире шоу «Токсики» рассказывал комик Самвел Гиновян. Притворявшиеся Ильей Соболевым мошенники убедили его перевести 5000 долларов.
Невероятно правдоподобными мошенникам позволяют быть технологии. Для обмана преступники используют голосовые дипфейки — синтезируют голос вашего друга или родственника. Для этого нужно загрузить в специальную программу образец голоса человека.
Но как преступники получают образцы голоса простых людей?
- Находят аудио- и видеозаписи в ваших соцсетях.
- Могут позвонить вам и немного с вами поговорить, а разговор запишут на диктофон.
- Мониторят утечки биометрических данных.
Как распознать поддельный голос и видео?

Распознать голосовой дипфейк можно, но это не так просто. Дело в том, что технически голосовые подделки могут быть практически идеальными, ведь над ними хорошенько постарались нейросети. Поэтому куда важнее не отличие голоса звонящего родственника от его настоящего тембра, а другие детали, на которые вам и стоит обратить внимание.
Что это за мелочи:
- монотонность и неестественность голоса звонящего или обилие помех;
- использование нестандартного обращения к жертве;
- необычные для вашего знакомого фразы и выражения;
- попытки заговорить вас и не дать повесить трубку.
Видеодипфейк распознать, пожалуй, даже проще: в нем еще больше элементов, которые могут броситься в глаза. Как правило, у человека или неестественная мимика, или ее полное отсутствие, речь не синхронизирована с движением губ, а многие подделки еще и странно моргают — или слишком часто, или слишком редко, или не моргают вовсе.
Другие популярные схемы мошенников

Схема «вас беспокоит следователь»
Когда схема с банками у большинства россиян начала вызывать лишь усмешку, к ней добавили второе звено — силовиков. Вымышленных, естественно.
Как выглядит такая схема:
- вам звонит сотрудник банка и уточняет, оформляли ли вы кредит на свое имя. Услышав отрицательный ответ, он предполагает, что за этим могут стоять мошенники;
- спустя считаные минуты с вами связывается уже представитель силовых структур, утверждающий, что он из МВД, ФСБ, прокуратуры и прочих вызывающих трепет ведомств;
- затем он рекомендует как можно скорее запросить в банке новый кредит, чтобы отменить предыдущую заявку;
- полученные в банке деньги, конечно же, следует отправить на все тот же безопасный счет.
Схема «вас беспокоят из налоговой»
Аферисты любят использовать налоговую инспекцию для запугивания россиян. На страхе перед налоговой зиждутся как минимум два сценария.
Пора подавать налоговую декларацию. Вам приходит напоминание, что пора подавать налоговую декларацию, и ссылка, пройдя по которой можно проверить данные и заполнить документ. Ссылка ведет на форму для идентификации налогоплательщика. Личная информация или банковские реквизиты, которые вы введете в форму, сразу попадают к мошенникам.
Работодатель не отчитался о ваших доходах. В этом случае вас убеждают в том, что ваш работодатель не отчитался о доходах своих сотрудников и не представил справку по форме 2-НДФЛ. Вам грозят крупными штрафами и предлагают помощь: отправить электронный запрос работодателю, чтобы выгрузить необходимые сведения, и записать вас на прием в налоговую. Для этого необходимо всего лишь назвать код из СМС.
От денег к преступлениям: как жертв заставляют совершать поджоги
Современные мошенники не только воруют деньги — они заставляют жертв совершать преступления. Волна поджогов банкоматов, отделений МФЦ, военкоматов и других объектов, прокатившаяся по России в конце 2024 года, — их рук дело.
По некоторым данным, за последнее время было совершено порядка 55 поджогов и взрывов. Все они происходили по одному и тому же сценарию: мошенники притворялись силовиками и убеждали доверчивых россиян взять кредиты, перевести эти средства на якобы «безопасные счета», а затем толкали их на откровенные противоправные деяния, объясняя это «помощью органам». В противном случае угрожали привлечь за экстремизм и терроризм не только самого человека, но и его близких.
Результат плачевный: как минимум шестерых задержанных за поджоги обвиняют в терроризме, еще 11 человек – в умышленном повреждении имущества. Это серьезные статьи, в перспективе с длительными тюремными сроками.
Психологические механизмы: почему даже умные люди ведутся

Мошенники всегда воздействуют на своих жертв удаленно. Это, с одной стороны, играет на руку потенциальным пострадавшим, ведь они в любой момент могут просто положить трубку или перестать отвечать на сообщения. Тем не менее такой тип преступлений процветает.
Работа с вашими эмоциями — один из основных психологических приемов мошенников. При этом они могут быть как резко негативными (страх, вина и другие переживания), так и относительно положительными (благодарность за помощь в решении вопроса). Конечная цель практически всегда одна — подсадить жертву на эмоциональную иглу и не давать слезть с нее.
«Мошенники вызывают эмоции страха, вины, стыда, чувство жадности и азарта. Когда мы испытываем сильные эмоции, мы становимся менее рациональными», — предупреждает психолог и схема-терапевт Галина Палёха.
В том, как злоумышленники строят разговор, все продумано до мельчайших деталей. Они начинают обрабатывать жертв с первых слов — обращаясь к ним по имени и отчеству. Такая персонализация создает иллюзию того, что они знают о вас буквально все.
После этого практически все жертвы гарантированно сталкиваются еще с несколькими приемами:
- иллюзия срочности — чем быстрее необходимо принять яквоздно спасительное решение, тем меньше у вас будет времени, чтобы его обдумать;
- эмоциональное давление — лишает возможности мыслить критически;
- давление авторитетом — мошенники представляются сотрудниками банка, полиции или ФСБ, потому что в природе большинства людей подчиняться авторитету.
Как защититься от мошенников: ключевые правила

1. Всегда перезванивайте человеку, который обратился за помощью, по простому телефону или видеосвязи в другом мессенджере.
2. Отключите незнакомцам возможность звонить вам в мессенджерах.
3. Не выкладывайте в социальные сети образцы своего голоса.
4. Закройте профили и запретите подписываться на вас тем, кого не знаете лично.
5. Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров — это советуют силовики, психологи и эксперты по информационной безопасности.
6. Помните: сотрудники банков, мобильных операторов, государственных органов, МФЦ и силовиков крайне редко звонят обычным людям и никогда не решают важные вопросы по телефону или мессенджеру.
Заключение

Защита от мошенников начинается с осознания простой истины: подвергнуться атаке может каждый, независимо от возраста, образования и социального статуса. Самый надежный способ защиты — положить трубку при первом же подозрительном звонке и никогда не переводить деньги незнакомцам, какими бы убедительными ни были их доводы.
Поделитесь этой статьей с близкими — особенно с теми, кто может не знать о новых схемах мошенничества. Информированность сегодня стала ключевым инструментом защиты не только кошелька, но и личной безопасности.